Поездка 8Б в Нижний Новгород или о том как надо правильно проводить осенние каникулы!
Нижний Новгород мы посещаем не первый раз, но именно в этот раз город встретил нас неласково: колючий снег, серое унылое небо, леденящий порывистый ветер. Такая погода добавила определенного колорита нашей обзорной экскурсии, проходившей в том числе под открытым небом по исторической части города — Нижегородскому Кремлю и Нижней-волжской набережной города.
Нижегородский кремль стоит на высоком берегу в месте слияния Оки и Волги в каменном исполнении более 500 лет. Пробираясь в его направлении через многочисленные пробки этого города-миллионщика видишь разнообразную застройку: в окраинных районах Нижнего Новгорода множество сталинок, хрущевок, вкрапления современных домов или целые микрорайоны из них, а подъезжая к центру видишь другой город — двухэтажные дома (каменный низ, деревянный верх), множество из которых выглядят неухоженными или стоят заколоченными. Появление этих домов в верхней части города дает представление о границах того Нижнего Новгорода, каким он был 100 лет назад, показывает нам определенные стандарты массовой застройки того времени.
Нижне-волжская набережная города, идущая параллельно ей Рождественская улица, показывают уже совершенно другую архитектуру. Вдоль Оки и Волги выстроились двух-пятиэтажные каменные дома. Многие из этих домов стоят здесь 100–200 лет, их внешний вид сильно контрастирует с полу-деревянными двухэтажными домами верхнего города. Собственниками этих домов были купцы, банкиры, дворяне, именитые граждане. Одна фамилия Строганова (как и выстроенные им палаты) уже ярко характеризует здешних обитателей, выделяя их от обычных горожан. На Рождественской улице стоит Церковь собора Пресвятой Богородицы, выстроенная в стиле барокко на деньги Строгановых, шикарно украшенная внешне и несколько аскетичная внутри.
Рождественская улица берет свое начало у площади народного единства. Именно отсюда пятьсот лет назад уходило народное ополчение под руководством гражданина Минина и князя Пожарского. Здесь же находятся одни из первых благотворительных заведений Нижнего Новгорода: ночлежки, чайные дома, отстроенные купцами города для босяков. Об одной из этих ночлежек ярко написал М.Горький в своей пьесе «На дне». И сто, и двести лет назад, эта часть Нижнего Новгорода часто подвергалась затоплению, в связи с чем, название пьесы как социальное явление переплетается с явлением природным. Эти ночлежки и их обитателей, лучше, чем М.Горький не описать: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер».
На улице Семашко Нижнего Новгорода мы посетили филиал Литературного музея — музей квартиру М.Горького, в которой он проживал в 1902–1904 годах. Более 2000 экспонатов, переданных музею супругой писателя, мебель, картины, посуда, книги. Столярный верстак в детской комнате, множество книг (потертые, потрепанные, с пометками на страницах), стол в гостиной на 20–25 персон — все это по-своему характеризует писателя. Сама же квартира обставлена весьма по-спартански, минимум необходимых вещей. В экспозиции представлены вещи также навещавших Горького писателя Леонида Андреева и певца Федора Шаляпина. Интересно еще и то, что пролетарский писатель М.Горький арендовал эту квартиру площадью в 300 кв.м. за сумму примерно равную 1000 руб. в год. Со слов сотрудников музея он вполне мог себе позволить такие траты из своих гонораров. По данным ресурса https://topwar.ru/8443-korova-za-tri-rublya-ceny-i-zh.. . Чтобы было понятно новый автомобиль в начале двадцатого века стоил 2000 руб., пианино работы известного мастера 200 руб., красивая молодая лошадь, на которой не стыдно и в люди выехать 150, а кляча шла за 20 рублей. За 100–150 руб. в месяц в Москве можно было арендовать шикарную квартиру с мебелью, а тут вовсе не Москва, а Нижний Новгород.
Затем мы посетили необычный музей нижегородского художника А.Н. Юркина. Картины выполнены в придуманном им стиле флорийская мозаика из листьев деревьев, переживших в естественных условиях осень и зиму, и собранных им на природе весной после таяния снегов. Картины представляют из себя нечто: похоже на старую выцветшую фотографию, измени свет, подойди поближе — картина красками, совсем вблизи — отрывки волокон листьев. Более 120 картин, посвященных различной тематике. Тут и боль за угасание деревни, радость от созерцания природы, злость на власть. Часто для понятия иронии автора нужно сопоставит название картины с ее содержимым. Ярко и необычно — лишь малая часть охватывающих эмоций от этой выставки А.Н. Юркина. Чтобы стало понятнее прикладываем две фотографии — одна и та же картина в приближении:
А еще мы с удовольствием посетили музей занимательных наук «Кварки», час пролетел незаметно, каких только опытов мы не провели, а кто-то даже нашел свою профессию: мальчики не могли до последнего оторваться от идеи крана:
Заключительной остановкой в нашей поездке стала фабрика стеклянных игрушек «Ариэль». Нам устроили мастер класс, где показали процесс художественной росписи, этапы создания игрушки из стеклянной заготовки. Мастера-стеклодувы, работающие с газовыми горелками, из которых выходит пламя 4–5 см диаметром и длиной 20–30 см, четко, собрано, одну за другой изготавливают из стеклянных заготовок шары и игрушки различных форм. Художники, скупыми выверенными экономными (и в плане расхода краски тоже) движениями, расписывающие слой за слоем игрушки.
На выходе их работы: стеклянные новогодние шары и игрушки. Да и не новогодние тоже. На любую тематику. Есть шары, посвященные станциям метро, и даже маленькому принцу Экзюпери. И мы тоже расписываем каждый свой шар. Слой за слоем наносим акриловые краски, и вот уже готовы первые новогодние украшения, шары со снеговиками, засыпанными снегом домиками и снегирями, елочками, и т. п. Главное в этом деле не боятся рисовать!
Хорошим моментом в каждом нашем путешествии всегда является сама дорога. Возможность пообщаться, поиграть в дорожные игры, это всегда сплачивает нас.
Путешествуйте с удовольствием и вы.
← КЭПЛ NEWS | 5 "В" и поход в ТЮЗ → |
- Ключевые слова:
- Блог пользователя Егор Стародубов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии