Научно-экспериментальная работа
КЭПЛ — общеобразовательное профильное учреждение, работающее в режиме развития. Развитие, как известно, осуществляется через инновационный процесс. В связи с этим научно-экспериментальная работа в лицее занимает особое место. Можно выделить три основных направления:
1. Индивидуальная экспериментально-методическая работа учителей.
2. Научно-экспериментальная работа творческих педагогических групп по инновационным проектам на уровне города, области, страны.
3. Научно-исследовательская, проектная деятельность лицеистов. Научно-экспериментальная деятельность педагогов осуществляется 5 кафедрами:
обществознания, математики и экономики, естествознания, филологии и иностранных языков в тесном сотрудничестве с учеными. Эффективность данной работы определяется и профессионализмом учителей лицея, и плодотворным сотрудничеством с другими учебными заведениями. Осуществляется тесный контакт с вузами города Кирова — Вятским государственным гуманитарным университетом, Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом, Московской государственной юридической академией, Вятской государственной сельскохозяйственной академией и Государственным Университетом — Высшей Школой Экономики г. Москва. Лицей является базовой школой Российской академии образования и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Научно-экспериментальная работа лицея ведется в условиях модернизации образовательного процесса в школах России, приоритетным аспектом которого является содержательный. Преподавателями лицея в рамках экспериментальной работы была разработана и апробирована модель социально-экономического профиля для общеобразовательной школы. Таким образом, лицей стал одним из «пионеров» реализующих концепцию профильного обучения. С 1998 года по решению совещания при главе департамента на базе лицея открыта научно-экспериментальная лаборатория, в рамках которой преподаватели лицея вели работу по двум направлениям: «Учебная деятельность школьника в условиях развивающего обучения»; «Интегративный подход в преподавании профильных дисциплин». Высокие результаты лицея в преподавании обществоведческих дисциплин были отмечены Санкт-Петербургским институтом права им. Принца П.Г. Ольденбургского. Лицей стал участником международного проекта «Живое право» и экспериментальной площадки на 2000–2002 год. В целях развития профильного образования с 1 февраля 2001года на базе лицея была открыта областная экспериментальная педагогическая площадка по проблеме «Внедрение и распространение в учебный процесс содержательного и методического аспектов экономического и правового образования по осуществлению преемственности «начальная школа – лицей – вуз». Позднее эти исследования были продолжены в рамках городской экспериментальной площадки 2003–2005 гг. по проблеме «Разработка модели и апробация программно-методического обеспечения социально-экономического профиля для общеобразовательной школы».
В 2007 году лицей заключил договор с кафедрой истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО о проведении экспериментальной работы по проблеме «Повышение качества исторической и обществоведческой подготовки выпускников профильной школы посредством внедрения приемов проектной деятельности и организации системы сетевого взаимодействия школ, реализующих инновационные профильные программы».
В КЭПЛ ежегодно проводятся обучающие семинары для педагогов города Кирова и области по актуальным проблемам образования. С 2001 года на базе лицея прошли 22 семинара и мастер-класса, в которых приняли участие более 500 человек. Методические разработки учителей опубликованы в городских, областных, российских сборниках.