Живопись

Ярким символом церковной живописи XIV — XV вв. стала деятельность двух великих художников – Феофана Грека и Андрея Рублева. К сожалению, о них известно мало. О Феофане рассказал Епифаний Премудрый: он родился в 1340 г., до своего приезда в Россию в Малой Азии и Крыму расписал более 40 церквей, в Новгород из Константинополя прибыл в 1378 г. После росписи церкви Спаса Преображения на Ильиной улице его пригласили в Москву, где он работал над фресками Архангельского собора, а в 1405 г. совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор в Кремле. Для его живописи характерны темно-синие, темно-зеленые тона с меловыми бликами. Умер в 1410 г. О творчестве Рублева известно еще меньше. Родился либо в д. Рублево под Москвой, либо в тверском г. Старице около 1360 г. Предположительно до 40 лет работал в мастерских великого князя, как мирянин, потом стал монахом, сначала в Троицкой лавре, позднее — в Спасо-Андрониковом монастыре, где и был похоронен. В 1405 г. расписал Благовещенский собор в Кремле, в 1408 г. вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. До наших дней дошли фрагменты фрески «Страшный суд» как символа победы добра над злом. Еще позднее расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Умер в 1430г. Для его живописи характерны золотистый, коричневый, красный цвета. Именно в Благовещенском соборе Кремля в 1405г. они вместе с Прохором впервые создали русский высокий иконостас, который был украшен образом Христа, Богоматери, святым воинством и местными святыми. После этого иконостас стал обязательной частью внутреннего убранства русского храма. Иконостас нес глубокий религиозный смысл. Главной идеей была посредническая молитва заступничества перед людьми. Кроме этого, иконостас воплощал идею соборности русской земли, т.е. собрание всех святых, противостоящих злу и защищающих русскую землю. Важным нововведением иконостаса стало изменение образа Христа: он стал изображаться на фоне наложенных друг на друга ромба и четырехугольника. Это был символ Спаса и Троицы. Их, в свою очередь, располагали на овале, который символизировал силы неба. Этот образ Христа стали называть «Спасом в силах».
Самой знаменитой иконой Феофана Грека стала икона «Успение Богоматери». Самой известной иконой Рублева является «Троица», написанная около 1411 г.
Крупным художником второй половины XV – начала XVI вв. был Дионисий. Ранний период творчества Дионисия связан с росписями Пафнутьево-Боровского монастыря. Позднее он расписал алтарь Успенского и Благовещенского собора в Кремле, создал фрески Иосифо-Волоколамского монастыря, а в 1503 г. расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В отличие от Феофана Грека и Рублева творчеству Дионисия была характерна не философская подоплека событий, а декоративность и праздничность. Он значительно удлинил пропорции фигур, отчего святые утратили глубокую религиозность. Наиболее ярким примером стала житийная икона начала XVI в. «Митрополит Алексей».
К XVI в. появляются новые достижения русского ремесла и культуры: Андрей Чохов создал пушки как памятники литейного искусства («Медведь», «Лев», «Аспид», «Царь — пушка» в 1586г. весом в 40 тонн).