Компьютеризирование образования

Думаю никому не секрет, что со следующего учебного года в нашей школе в обязательном порядке будет введён в использование электронный журнал. Также в некоторых кабинетах установлены интерактивные доски. На каждой кафедре есть ноутбуки. Но что же ещё можно сделать, для компьютеризирования обучения и как эффективнее использовать существующие ресурсы?

Заранее скажу, что всё, что будет ниже, это мои мысли и если в них есть неправильные логические рассуждения, то прошу сильно не пинать.

В нашей школе имеется электронный журнал, электронная база учеников, интерактивные ноутбуки, ноутбуки на каждой кафедре, также имеется локальная сеть. Все эти компоненты более или менее активно используются в обучении. Некоторые наши учителя-энтузиасты обычным доскам предпочитаю интерактивные, бумажному журналу — электронный. Но если задуматься, то внедрить компьютер в систему обучения можно более активно.

Например можно сделать электронные тетрадки и учебники. Если нет готовой системы, то можно использовать следующую. У каждого ученика будет своя учётка в сети, т.е. он сможет создавать документы, доступные только ему, такими документами могут стать электронные тетради. Например на уроке ученик сидит с ноутбуком (не будем делить на нетбуки, обычные ноутбуки и иные классификации, все эти портативные ПК абстрактно обзовём ноутбуками) и все записи может делать в Word`е, а потом сохранять файл в свою папку в сети, к которой доступ будет иметь только он. Да, ноутбуки есть не у многих, но это в принципе и есть одна из проблем, о которых я попытаюсь порассуждать ниже.

Допустим, что с элетронными тетрадками разобрались, а как же быть с электронными учебниками? Я считаю, что можно сделать локальный (доступный только внутри сети) сайт, на котором будут раскаталогизированы по классам и предметам учебники в их электронном варианте (тут уже возникает проблема авторских прав), т.е. прямо на уроке ученик может выйти на этот локальный сайт и открыть необходимый ему учебник, параллельно конспектируя в Word материалы урока.

Допустим, что и проблема с учебниками решена, т.о мы имеем к существующим интерактивным доскам и электронному журналу, в который учитель ставит оценки прямо на уроке, ещё и некий прототип электронной тетрадки и электронного учебника. Казалось бы что ещё надо? А надо решить возникающие при этом проблемы, а их несколько.

Например проблема авторских прав на учебники. Решить её удастся, если авторы учебников согласятся составлять электронные версии (можно даже просто обычным pdf файликом, а можно и совокупностью html страниц), которые и будут продавать школам (но тут параллельно встаёт и финансовый вопрос).
Следующий вопрос — материальная база. Не у всех есть ноутбуки, обязывать их покупать — нельзя, а покупать школе даже в каждый кабинет уже проблематично (18 кабинетов * 30 ноутбуков получается 540 ноутбяк, что тоже затрагивает финансовый вопрос).
Вопрос психологический: далеко не все учителя готовы использовать в своей работе компьютеры, а особенно так активно. Интерактивные доски и то используют не все, электронного журнала боятся, а тут вдруг вылезаю я со своими нововведениями.
Вопрос, относящийся скорее к русскому, английскому и литературе: автоматическая проверка правописания в текстовом редакторе. Да, можно, если использовать школьные ноутбуки (т.е. к ним не будут иметь доступа пользователя во внеурочное время, т.е. не смогут ничего установить/изменить), использовать самописную (тут уже могу и с радостью готов помочь я) или уже существующую программу-текстовый редактор, в которой бы не было проверки орфографии, но была бы возможность форматирования текста (для удобства) и сохранения в сетевую папку. Но это тоже упирается в вопрос об материальной базе, которая упирается в финансовую сторону.
Ну и наконец самая главная проблема — финансовая сторона. Закупить столько оборудования, тратить деньги на электронные учебники для всех классов и всех предметов вряд ли захочется бюджету школы. Да, могут исчезнуть или снизится некоторые иные расходы: на покупку школьных учебников в библиотеку, на бумагу и иные канцелярские принадлежности, возможно ещё какие-то расходы, которые не приходят сейчас в голову. Но в любом случае это будет очень накладно для школьных финансов.

Но прекрасно всем понятно, что то, что я написал, это лишь возможное будущее (но если оно и будет, то я сомневаюсь, что так, как это описал я) и будущее это наступит не скоро, так как всегда проще сказать «нет», чем «да», тем более учитывая те препятствия, который я попытался выделить в последнем блоке данной заметки. Но в будущем эта компьютеризация появится, я уверен в этом, и даже скорее всего будут написаны специальные программные комплексы, обеспечивающие всё это и многое другое и централизующее процесс управления такой системой и интегрирующие одни компоненты с другими. Но это уже будущее, и не наше будущее. К этому должно подойти всё: и психологический настрой преподавателей, и материальная база школы, и развитие технологий и программных средств, обеспечивающих существование такой системы. А пока что мы можем лишь говорить, представлять, но иметь возможности даже в экспериментальном режиме опробовать такую систему. Да, она будет более гибкая, более логичная, более удобная, более быстрая, чем существующая, но, повторюсь, до неё ещё нужно «дорасти».

P.S. не пинайте сильно за мои орфографические и пунктуационные ошибки и очепятки. А также не судите строго, если и правда что-то где-то описываю не так, как оно есть на самом деле или что-то недосказал. Все пожелания, предложения, рассуждения, критика и иные мнения приветствуются в комментарии.

0
Ваша оценка: Нет
← Мороженое Требуется помощь в придумывании опросов →

Комментарии

Кроме огромной «технической сложности» есть еще много всего, что может помешать этим планам осуществиться. Компьютер должен упрощать жизнь, а не усложнять ее кучей не нужной информации, дополнительной атрибутики, и прочее.
Например, предполагаемый инструмент ввода информации — ноутбук, компьютер, и т.д. слишком «непрост»: он может ломаться и глючить. Плюс, трудоемкость электронного ввода информации, я думаю, сейчас гораздо выше «традиционных способов». То, что касается просто текста — да, набрать его быстрее чем написать, а что делать с рисунками, схемами? Мне кажется, что человек пока что не придумал ничего надежнее карандаша и бумаги. А еще, кто-то из великих сказал: «Что написано пером …». Про «файлики» в компьютерах такое сказать трудно. Вечно они теряются, не сохраняются. А еще вирусы, update'ы и новые форматы… Ужас!
Мое предложение: каждому при рождении надо присваивать что-то вроде ip адреса, каждому при рождении надо имплантировать что-то вроде usb разъема, каждому при рождении надо устанавливать универсальную прошивку, чтобы обмен информацией шел по одному протоколу. В итоге получится что-то на вроде «The matrix has you». Только тогда уже и учится не надо будет.

Поэтому я в конце и отписался, что это всё лишь предположения и размышления :) Но такое (в смысле компьютеризированная система обучения) в будущем будет. Не знаю в каком будущем, далёком или нет (скорее всего в России в далёком), это произойдёт, но это произойдёт. Прогресс не остановить и не обратить (это даже на уровне природы так).

Но по поводу глючности технических устройств: это будет всегда :) Но если уж и будет некий прототип «компьютеризированного класса», то скорее всего это будет класс с 2-х местными партами, которые будут располагаться под небольшим углом и в них будут встроенные сенсорные панели.

Но до этого ещё жить и учиться, а сейчас мы лишь можем снимать об этом фантастические фильмы и пытаться сделать «что-то на вроде „The matrix has you“» :)

P.S. про проблему с файликами (потеря итд итп): да, но тут есть другой выход: база данных, и бэкап делать проще, и всё централизованней, и если будет интегрированное оборудование (как в моём примере с партами)со своей программной оболочкой, то так наверное и будет построено (взаимодействие с бд, а не с файликами).

Аватар пользователя Алексей Зубарев

Мне кажется, что человек пока что не придумал ничего надежнее карандаша и бумаги.

Присоединюсь. Вспомнилась история (вполне реальная), как американцы изобретали шариковую ручку, чтобы писать в космосе(вакууме). Были потрачены огромные деньги. Потом сдались и спросили у русских. В ответ получили что-то вроде: «Хм, ручка, а мы карандашами пишем.»

Чудеса там, где в них верят!

:)
Ну в конце концов я ещё молод, наивен и глуп :), поэтому мои суждения могут быть и абсолютнейшим образом неверными. Но когда-нибудь и карандаш будет доступен лишь в музеях (кстати тоже, скорее всего, электронных).

Аватар пользователя Вадим Зонов

для компьютеризирования обучения

не надо делать ничего. Мы много говорили на ОПД о цели и задачах. Цель ведь не компьютеризация или информатизация процесса обучения, цель — повышения качества образования или, говоря нормальным языком, сделать так, чтобы учителя лучше учили, а дети лучше учились. Достаточно ли для достижения этой цели традиционной триады — hard, soft и brain? Я думаю требуется кое-что еще. Может кто подскажет что именно?

Муравейник — куча мусора, а какая посещаемость!
бесплатная музыка mp3

Может быть желание? Желание учиться и желание учить.

Аватар пользователя Алексей Зубарев

Чтобы было желание учиться, нужно четко представлять и понимать, зачем ты это делаешь.
Чтобы учить, нужно видеть желание учиться или воспитывать это желание.
Задача учителя — помочь увидеть первое и сделать второе. Но ведь ученики сопротивляются. Учиться скучно. Есть гораздо больше интересных дел. И за эти интересные дела надо сказать спасибо компьютеризации.
Инструменты есть, но как их используют.
Почему ученика, который плохо учится лишают компьютера? Потому что не верят, что компьютер может быть помощником в учебе.

Чудеса там, где в них верят!

Вот кстати чем и помогает более активное использование информационных технологий в системе образования: помогает понять и увидеть реальную пользу от использования компьютеров, выгоду от «дружбы» и учителей и учеников с техникой и технологиями. Следовательно компьютер является большим помощником в учёбе, но он же является врагом (списыванием, аськи, контакты и прочее). У каждой медали есть 2 стороны.

Аватар пользователя Екатерина Тимшина

а поясните мне, зачем конспектировать лекции преподавателя если их можно тупо скачать?? у меня сразу возникает вопрос — почто тогда в школу ходить? не за знаниями точно.
а среднее образование экстерном в некоторых случаях в сране еще живет. а еще думаю, чем же будет заниматься высшее образование, если по сути большую часть его функций примет школа?
Кстати да, часть функций начальной школы принял на себя детский сад, и КАК БЫ смещение дальнейшее логично,

НО ПОЧЕМУ тогда дети начала 90ых учили таблицу умножения в 1–2 четверти, а нынешние за 2 года еле успевают???

далее…
далее ничего не придумали — импровизируй!!!

По поводу таблицы умножения за 2 четверти и за 2 года. Я учил таблицу умножения только в течение 1 четверти, в ВГГ нас заставили её выучить так, чтобы от зубов отлетала. Но в конце концов не спорю, что сейчас на это тратят больше времени…но тут уже и всплывает извечная цитата Булгакова «разруха не в клозетах, а в головах».

А по поводу «зачем ходить в школу, если можно лекции преподавателя скачать в интернете?» — а затем, чтобы этого преподавателя послушать, чтобы задать ему вопросы (книжку не послушаешь и не задашь ей вопросов), а также просто чтобы пообщаться, узнать новое не только по учёбе. но и из мировой жизни (нередко я узнаю какие-то новости именно от одноклассников или «сопараллельников», нежели из СМИ), в конце концов просто общаться, живое общение, которого к сожалению становится всё меньше и меньше.

Про «срану» понравилось. Еще был такой фильм — Идиократия. Там интересная точка зрения, по поводу того, что

НО ПОЧЕМУ тогда дети начала 90ых учили таблицу умножения в 1–2 четверти, а нынешние за 2 года еле успевают???

То ли еще будет…