Абсурд пришел в российские школы

Аватар пользователя Вадим Зонов

«Мария Калужская, Екатеринбург: Абсурд пришел в российские школы: только ленивый не дает нам указаний, на какую тему жить, учиться, радоваться и протестовать».
Учительская газета

Рекордное количество телефонограмм наша гимназия получила в середине ноября: 127 штук в неделю! Причем каждая из них включает в себя по несколько (до 15–20) подпунктов: организовать, обеспечить явку, предоставить отчет…

…Представьте себе такой казус: ваша семья строит масштабные планы на неделю, предвкушая вечерние настольные игры, совместные загородные поездки и познавательные прогулки… И вдруг – в ваш электронный почтовый ящик падает штук 20–30 телефонограмм из «Главного Центра регулирования жизнедеятельности семей» и еще нескольких важных организаций. Которые уже распланировали грядущую неделю – и еще несколько недель – наперед: День здоровья, День трезвости, Месячник сопротивления чему-то и профилактики чего-то, слеты и конференции, даже конкурсы, в которых участие хотя бы одного члена семейства ну просто обязательно.

Допустим, вы решили все эти указы из «Центра» игнорировать. Семейные ценности дороже! – Но учтите: вам начнут ежедневно звонить и писать, требовать письменных же объяснительных по поводу неявки. Затем настанет черед комиссий (надо же проверить, почему ваша семья не хочет участвовать в столь полезных и важных делах сообщества), серьезных разговоров и даже штрафов… Вам это надо? – Конечно, нет (семейные ценности дороже), поэтому придется жить в режиме постоянного компромисса между соблюдением официального и хоть каким-то выполнением личного календарного плана.

Иногда везет: назначен «День Здоровья» — а у вас в субботу ожидается выезд на природу с подвижными играми. Или «Месячник героев Отечества» совпадает с приездом деда-ветерана войны (можно даже стенгазету выпустить для отчета). Иногда совсем не попадает: у вас билеты в театр, но извольте-ка явиться на пробежку или семинар-практикум по профилактике разводов. Ах, не собираетесь разводиться? – Профилактика все равно не помешает. Что за вопрос «Зачем нам День Трезвости, если мы вообще не пьем?». Что соседи подумают, увидев, что вы не разбили символическую бутылку и не сожгли муляж сигареты на ближайшей площади? Наверняка решат, что у вас притон…

Не забывайте все фотографировать и писать краткие отчеты в соцсетях, блогах и семейных альбомах. Кто поверит, что вы заядлые туристы, если нет фоток в кедах и с рюкзаками?.. Будьте современными, давите инициативой медиапространство. И обязательно приглашайте других, двигайте социальные проекты, проводите на кухнях семинары по здоровому питанию, а в гостиных – по оформлению квартиры к Новому Году. И люди к вам потянутся. Буквально по спискам.

Картина абсурдная на 150%. Но практически такой же абсурд сегодня пришел в российские школы. Только ленивый не дает нам указаний, на какую тему жить, учиться, радоваться и протестовать.

Рекордное количество телефонограмм мы получили в середине ноября: 127 штук в неделю!.. Причем каждая из них включает в себя по несколько (до 15–20) подпунктов: организовать, обеспечить явку, предоставить отчет – как правило, вчера; направить конкурсантов, провести контрольные работы и срезы. И, конечно, равняться на федеральные, региональные, городские и районные тематические мероприятия – пресловутые Дни Трезвости (или отказа от курения – это разные вещи!), Недели Безопасности, Месячники Безаварийности и т.д., и т.п. А ничего, что у нас еще и свои праздники есть? – Ничего, только отмечайте их в свободное от Генерального Графика время. Дней 12–15 в году у вас же остается? – ну вот, только фотографии пришлите. И новость на сайте выложите без опоздания. Все должны видеть, какая насыщенная в наших школах жизнь. Индивидуальный маршрут для каждогоJ

Когда читаешь эти перечни ЦУ, автоматически всплывает мысль: а что, без этих предписанных дней, недель и месячников у нас в школах все курят, пьют, хамят и морально разлагаются?.. И если в назначенный единый день не придет компетентный сотрудник прокуратуры, то все дети вслед за педагогами пойдут совершать правонарушения?..

Вот мы у себя в гимназии давно зафиксировали и много раз проверили делом простой факт: если конкретной проблемы (курения, пьянства, наркотической зависимости, взаимной нетерпимости и беззакония) нет – возможно, пока – то назойливая профилактика может ее породить. Зачем, к примеру, пятиклассникам знать о действии курительных смесей или о последствиях беспорядочных половых связей?.. Лишнее это, а любопытство может вызвать нешуточное. И желание попробовать.

При этом я совсем не против единого регулирования, тем более, не отрицаю пользу адекватной (экологичной) профилактики и воспитательной работы. Однако основой системы воспитания является здоровая школьная атмосфера, включающая личный пример взрослых – учителей, родителей, старших учеников, выпускников. И разнообразная событийность, т.е. целый спектр живых внутришкольных дел, выполняемых не по указке и для отчета, а потому что они естественно «выросли» в сообществе. Если потом «прорастут» наружу и станут делами районными, городскими или даже международными, — слава богу. И включаться в них мы будем по зову сердца, а не по мандату долга. Внешнего долга.

Об авторе

Мария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат педагогических наук

5
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (8 голосов)
← День Матери. Япония →