СПО школам обходится дороже чем лицензионной ПО

Школам дешевле пользоваться лицензионным софтом, нежели свободным программным обеспечением (СПО). Такой парадоксальный вывод сделала исследовательская компания IDC

Исследование IDC подготовлено по заказу Центра информационных технологий и учебного оборудования Москвы, входящего в систему городского департамента образования. Оказалось, что пользоваться свободным ПО на 3,3% дороже, чем лицензионным. Аналитик «IDC-Россия» Виктор Цыганков объясняет это отличной от лицензионного ПО структурой стоимости владения. Производители СПО в отличие от разработчиков лицензионного софта чаще всего не предлагают бесплатной поддержки и обучения персонала. Президент Microsoft в России Николай Прянишников говорит, что при поддержке его компании бесплатно прошли обучение более 100 000 учителей. А специалистов, которые могли бы объяснить основы СПО, не много и их услуги дороги, считает Цыганков. Насколько дороже подготовить учителя для СПО-класса, чем для класса с «закрытым» ПО, он не уточнил.

Государство взялось централизованно оснащать школы легальным ПО в 2007 г. На закупку софта для 675 000 школьных компьютеров из федерального бюджета было выделено 2,7 млрд руб. Срок лицензий на них истекает через четыре месяца — 1 января 2011 г. После этого каждому региону предстоит решить, переходить ли школам на СПО или использовать лицензионное. В феврале 2010 г. Microsoft предложила за $8 продлить лицензии на пакеты своих программ на каждом школьном компьютере, а поставщики СПО просят около $6 за оснащение ПК только операционной системой (остальной софт поставляется бесплатно), отмечается в отчете IDC.

Представитель Минкомсвязи напоминает, что еще в 2008 г. его министерство разработало проект методических рекомендаций по разработке и приобретению ПО для использования в органах госвласти и бюджетных учреждениях. В нем предусмотрены случаи, в которых использование СПО является предпочтительным.

Обучить учителей использовать СПО стоит недорого, уверяет гендиректор разработчика СПО Alt Linux Алексей Смирнов. Например, за последний год на это в России ушло не более 200 млн руб.

IDC измеряет эффективность использования ПО в основном для коммерческих компаний, для которых лицензионное ПО часто эффективнее, чем СПО, указывает президент Leta Group Александр Чачава. Но для образовательной системы СПО постепенно становится стандартом: его сложнее освоить, зато оно лучше позволяет изучить компьютер.


Примечание от публикатора новости (Максима Полушина).

Все-таки многие затраты, связанные с переходом на СПО, довольно-таки субъективны. Если говорить об установке и настройке, то я считаю, что можно найти ту группу людей в своем городе, которая сделает все бесплатно (для нашей школы я с радостью все установлю и настрою бесплатно). Если же говорить об обучении учителей, то вполне реально пройти бесплатные онлайн курсы (например на сайте intuit.ru), но все-таки обучение у реального специалиста, у которого можно потом будет всегда проконсультироваться лучше, с этим я не спорю.

Но все же затраты по переходу на СПО, да и та выгода, которая будет в связи с этим (больше не надо будет никогда платить за лицензию, да и возможностей у СПО, на мой взгляд больше), да и тот факт, что помощь по установке и настройке можно найти абсолютно бесплатную гораздо ниже, чем продолжение использования лицензионного ПО.

Ключевыми, к сожалению, являются отнюдь не технические и финансовые проблемы, а проблемы освоения и принятия обычными учителями (не информатиками) новых программ и рабочего окружения. В связи с чем я согласен с Вадимом Анатольевичем и Алексеем Анатольевичем, что у школ, хотя бы еще несколько лет, должен быть выбор между СПО и лицензионным ПО.

Комментарии

В общем-то как оказалось это очередная сплетня вокруг СПО. Вот опровержение