Минобрнауки представит для обсуждения вариант закона «Об образовании»

По мнению председателя комиссии по образованию Общественной палаты, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, новый закон должен решить проблему псевдообразования в России, для этого, по его мнению, нужно обязать все образовательные учреждения открывать всю информацию об имеющихся ресурсах и результатах образовательной деятельности.

Министерство образования и науки РФ на специальном сайте в Интернете 1 декабря разместит обновленный законопроект «Об образовании» для обсуждения его с привлечением учителей, учеников, их родителей, а также СМИ, сообщил во вторник статс-секретарь, заместитель министра Иван Лобанов.

Новый документ заменит два базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее и высшее, и дополнительное. Планировалось, что проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия.

Президент России Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта «Об образовании», подобное тому, которое ведется вокруг закона «О полиции».

«Первого декабря 2010 года планируется на сайте разместить новый вариант законопроекта», — сказал Лобанов, выступая в ходе общественного обсуждения законопроекта в Общественной палате.

По словам замминистра, обсуждение нового закона широким кругом будет проходить в течение трех месяцев, до 1 февраля 2011 года. Такие сроки установлены поручением главы государства. «Акцент будет сделан на привлечение СМИ, в том числе профессиональных, на обсуждение среди учителей, учащихся», — сказал Лобанов РИА Новости.

В ходе обсуждения члены Общественной палаты рассмотрели ряд принципиальных поправок, которые они считают необходимым внести в законопроект. Значительная их часть касается дошкольного образования.

Так, представители общественности и эксперты в сфере образования уверены, что дошкольное и предшкольное образования не должны быть обязательными. Семья должна сама решать, стоит ли отдавать ребенка в детский садик или можно ограничиться так называемым семейным воспитанием. Кроме того, эксперты предлагают расширить перечень видов дошкольных образовательных учреждений, ввести формы смешанного типа, когда в воспитании ребенка тесно сотрудничают профессиональные педагоги и родители.

Законодательно, по их мнению, также стоит закрепить и возможность продления пребывания ребенка в детском садике до восьми лет, если это обусловлено его психо-физиологическим развитием. Эксперты также уверены, что обучение в первом классе с 6,5 лет нецелесообразно, поскольку до семи лет еще не формируется психологическая готовность к школьному обучению, возникают сложности в адаптации.

Что касается обучения в средней школе, то необходимо, по мнению экспертов, четко определить ежедневную максимальную нагрузку на учащегося, предусмотреть возможность психолого-педагогической и медико-социальной помощи в школе для любого учащегося.

Ряд предложений касается и профессионального образования. Так, по мнению председателя комиссии по образованию Общественной палаты, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, закон должен решить проблему псевдообразования в России, для этого, по его мнению, нужно обязать все образовательные учреждения открывать всю информацию об имеющихся ресурсах и результатах образовательной деятельности. Кроме того, необходимо привлекать внешние аттестационные комиссии при проведении итоговых экзаменов в вузах и техникумах.

«Сейчас это целиком делегировано вузу и техникуму. Государство представлено одной персоной, которой привозят дипломы, и она их подписывает. Мне кажется, это профанация», — подчеркнул Кузьминов.

Он также уверен, что фундаментальные исследования вузов должны целевым образом финансироваться государством. «Нам надо в законе записать, что фундаментальные исследования ведущих вузов финансируются государством наряду с финансированием Российской академии наук», — сказал ректор.


Информация с сайта ГУ-ВШЭ