Образование отдано народу

Газета.Ru В России началось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании». 1 декабря была опубликована новая редакция проекта: документ стал менее объемным, и из него исключили «обязательное дошкольное образование». К вечеру на законопроект собрал больше сотни комментариев. Обсуждение продлится два месяца.

В среду началось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании» на сайте zakonoproekt2010.ru — там же, где ранее обсуждался закон «О полиции». Обсуждение документа продлится два месяца, но уже по итогам первого дня представители министерства говорят о том, что россияне проявляют активность, но не всегда соблюдают правила обсуждения и регламент.

Первая редакция законопроекта «Об образовании», над которым работали представители всех профильных министерств, члены Совета федерации, депутаты Госдумы, а также ведущие ректоры и представители регионов, в мае этого года была размещена на сайте Минобрнауки. После появления документа чиновники и педагоги раскололись на два лагеря: одни из них проект закона хвалили, другие жестко критиковали. Но и те и другие были единодушны в том, что новый закон все-таки нужен, поскольку в настоящее время российское образование живет по огромному количеству разрозненных документов. Есть два основных закона — «Об образовании», принятый в 1992 году и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Кроме них сфера образования регулируется различными подзаконными актами и приказами. «Я затрудняюсь сказать, да и вряд ли кто-то скажет точно, сколько всего существует документов, регулирующих деятельность российских образовательных учреждений. По задумке, новый закон должен свести все в единое целое и снять разночтения, которые довольно часто встречаются в различных документах, когда два закона принимают в разное время. Ясно, что надо сделать один источник нормативной базы», — пояснил «Газете.Ru» проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

Новый законопроект регулирует нормы всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.

Из «образовательной иерархии» исключено начальное профессиональное образование и, соответственно, ПТУ, а взамен предлагается двухуровневое среднее профессиональное образование, в рамках которого будут готовить как рабочих, так и специалистов среднего звена. Не менее серьезные изменения коснулись сферы высшего образования. Новая структура вузов предполагает колледжи, реализующие программу бакалавриата, институты, которые будут готовить и бакалавров, и специалистов, и университеты, которые будут предоставлять программы высшего образования всех уровней, а также осуществлять подготовку научных кадров.

До настоящего момента законопроект прошел четыре этапа обсуждений: парламентские слушания в Госдуме, сессию союза ректоров на базе МГУ и два слушания под эгидой Общественной палаты.

На широкое общественное обсуждение выложена вторая редакция проекта закона «Об образовании» — в ней учтены некоторые из уже предложенных поправок.

«Прежде всего мы пошли навстречу тем, кто говорил, что закон объемный и сложный для восприятия, и сократили его в полтора раза, упростили формулировки, объединили статьи, дублирующие друг друга. Кроме того, документ прошел жесткую юридическую редактуру. Было 400 страниц, а сейчас — 240», — рассказал «Газете.Ru» статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Иван Лобанов.

«В то же время не могу сказать, что он радикально изменился по содержанию, — отметил Лобанов. — Все основные моменты и новеллы, которые были в первоначальном варианте, остались. Единственная позиция, которая претерпела изменения, — это дошкольное образование».

В новой редакции законопроекта исчезло «обязательное дошкольное образование». «Мы услышали мнения экспертов о том, что не надо отходить от семейного образования, которое является важной составляющей подготовки дошколят», — говорят в Минобнауки.

Всего же за первый день обсуждения на сайт поступило более ста комментариев к различным главам и статьям законопроекта. Замечания граждан коснулись и общего, и профессионального, и высшего образования, и организации школьных олимпиад, и государственной аккредитации образовательных учреждений, и даже формулировок. В частности, граждане интересуются, «почему бакалаврам можно претендовать на бюджетные места в магистратуру, а специалистам в этом праве отказано», предлагают «вывести подготовку кадров высшей квалификации за рамки высшего образования отдельной составляющей», «пересмотреть процедуру нострификации дипломов, полученных за границей», прописать в законе возможность экстерна и семейного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Общество «За права семьи» также предлагает узаконить общее семейное образование.

Правда, по словам Ивана Лобанова, многие участники обсуждений не всегда корректно комментируют законопроект.

«По итогам сегодняшнего дня могу сказать, что обсуждение идет активно и интерес к законопроекту есть. Единственное замечание: на сайте есть четкие правила обсуждения, которым необходимо следовать, администраторы сайта рассматривают и помещают в общий доступ только те комментарии и замечания, которые касаются законопроекта. Очень многие высказывания не содержат конкретных предложений, люди пишут о своих эмоциях на тему российского образования. Поэтому просьба к тем, кто хочет эффективно участвовать в обсуждении: давать конкретные замечания по тексту законопроекта или его концепции. Спасибо всем, кто откликнется и примет участие в работе над законопроектом», — подчеркнул он.

Общественные обсуждения продлятся ровно два месяца, до 1 февраля 2011 года, а затем поступившие рекомендации будут рассмотрены рабочей группой и внесены в законопроект.

После этого документ будет согласован с регионами и федеральными органами исполнительной власти и вынесен на рассмотрение правительства.