Что выгоднее – учить или разбойничать?

Slon.ru. Если верить чиновникам, то многим учителям и профессорам пора менять работу. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко предупреждал недавно, что под сокращение могут попасть около 200 000 школьных учителей. А многим преподавателям вузов (до 100 000) президент Медведев предложил подыскивать работу в средних специальных заведениях. Профсоюзы даже уже пугают ростом уровня преступности из-за надвигающейся безработицы среди учителей и преподавателей.

Но что сами преподаватели школ думают о своем будущем? Многие ли готовы, скажем, променять университет на колледж или забыть об учительстве и пойти работать в офис, как советуют в министерстве? Или кроме грабежей и разбоев нынче им ничем не прокормиться?

По данным нового «Мониторинга экономики образования» ГУ-ВШЭ, в кризис преподаватели стали больше ценить свое рабочее место: еще четыре года назад каждый третий вузовский преподаватель был готов уйти на другую работу или вообще пополнить ряды пенсионеров и домохозяек. Но в 2009 году на такой поступок отважился бы лишь каждый пятый. В школах примерно такая же динамика, правда, уровень неудовлетворенности там почти в два раза выше.

Недовольных стало меньше не только из-за роста конкуренции на рынке труда (когда детей с каждым годом все меньше, все труднее объяснить, зачем школе четыре учителя физики, а не два). Ценность рабочих мест в школах и вузах выросла во время кризиса: когда в коммерческих компаниях урезали фонд оплаты труда и сокращали сотрудников, у учителей появилось больше оснований любить свою работу с небольшой, но стабильной зарплатой.

Естественно, преподаватели готовы уволиться, если подвернется неплохое местечко: лишь 35% школьных учителей и 43% университетских преподавателей не покинут рабочее место ни при каких условиях. Остальные готовы забросить преподавательскую деятельность, чтобы заниматься пусть и неинтересной работой, но за большие деньги. При этом около трети преподавателей четко знают, ради какой зарплаты стоит менять сферу деятельности: учителя сошлись хотя бы на 45 000 рублей, преподаватели – на 75 000.

Раз две трети преподавателей уже сегодня не боятся работы вне образовательной системы, вряд ли все так плачевно, как кажется профсоюзам. Другое дело – сможет ли рынок труда удовлетворить запросы сотрудников сферы образования. Но если сможет, то школам и вузам придется готовиться к уходу лучших сотрудников.

*Доля преподавателей, которые хотели бы сменить работу или прекратить трудовую деятельность

**При каком минимальном уровне зарплаты преподаватели согласились бы перейти на однообразную нетворческую работу с жестким графиком, но с более высоким доходом