Как учить патриотизму
Газета.Ру В российских школах появится новый образовательный стандарт, который устанавливает наряду с учебными правилами и воспитательные критерии. Представители системы образования теперь ломают голову над тем, по каким критериям оценивать наличие патриотизма или креативности.
Обнародован проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Проект новых школьных стандартов обсуждался в ГУ-ВШЭ при поддержке комиссии Общественной палаты по образованию совместно с Российским общественным советом по развитию образования. В обсуждении принимали участие не только члены Общественной палаты, но и представители Российской академии образования, московского правительства, институтов и школ. Документ разработан рабочей группой Института стратегических исследований, готовые тезисы были представлены в Минобрнауки, а ведомство, в свою очередь, отправило этот проект на общественную экспертизу.
«В современной школьной практике никакие стандарты не действуют. До 2004 года школы работали по стандартам 98-го года, но потом обязательные стандарты были отменены и им на смену пришли федеральные компоненты, которые школам свободу выбора. В итоге они стали ориентироваться на конъюнктурную ситуацию, на то, что требуют сегодня от деятельности школы в области духовно-нравственного воспитания, в области результативных показателей по ЕГЭ и на ряд других ориентиров. Но общие правила как таковые отсутствовали», – пояснил «Газете.Ru» один из участников общественных обсуждений, член-корреспондент Российской академии образования, президент Общественного института развития школы Олег Лебедев.
Новый стандарт состоит из трех блоков.
Личностный блок отвечает за морально-нравственное воспитание, межпредметный блок отвечает за социальную активность и коммуникабельность школьника, а предметный регулирует непосредственно процесс овладения знаниями по предметам.
«Если раньше школы не отвечали за воспитание ученика, то новый проект распределяет обязанности и ответственность между учеником, учителем, родителем и организациями управления образования», – считает главный редактор издательства «Просвещение», член рабочей группы Маргарита Леонтьева.
В ходе обсуждений эксперты отмечали наряду с положительными моментами и отрицательные. «Плюс в том, что стандарт хоть какой-нибудь появится; хорошо, что в нем на старшей ступени школьник и его семья смогут выбирать, какие предметы будут изучать, а от каких можно будет отказаться, но, с другой стороны, появляется такой новый предмет, как «Россия в глобальном мире», притом что наша школьная программа в старших классах и так перегружена предметами. Еще один плюс – что в этом стандарте «Родной язык» и «Русский язык“ уравнены в правах, но при этом допускается возможность, что в старших классах изучение русского языка не обязательно, а значит, может быть отменено», – рассказал «Газете.Ru» еще один участник обсуждений, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак.
При обсуждении минусов главной претензией к проекту стандарта являлось отсутствие механизма, который бы позволил определить названные в нем критерии и действовать в соответствии с ними.
«Стандарт говорит о том, что мы теперь ориентируемся не на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на его способность результативно действовать в нестандартной ситуации; но как вычислять эти ориентиры, не прописано», – считает Каспржак.
С ректором отчасти согласна и Маргарита Леонтьева, хотя она считает, что выход из этой ситуации все же есть. «Все личностные результаты, в том числе и воспитательные, не персонифицируются. К примеру, как измерить любовь к Родине? Государство должно разработать систему мониторинговых исследований и таким образом отслеживать, что происходит», – уверяет она.
В день обсуждения проекта образовательного стандарта в Российской академии образования обсуждался вопрос определения качества образования. В обсуждении проекта концепции создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) приняли участие руководители вузов, ведущие эксперты, чиновники из Минобрнауки и сами сотрудники Российской академии образования. Представители системы образования и раньше задумывались о создании некой единой шкалы, которая могла бы давать представление о качестве образования, основанное не только на результатах оценок школьных знаний и ЕГЭ. Но активная работа началась с директивы сверху. «Седьмого сентября подписано распоряжение правительства, где был утвержден план по развитию образования, в котором есть пункт по оценке качества. В Российской академии образования была создана рабочая группа, которая и подготовила проект концепции создания системы», – объяснил причину начала активных мероприятий по созданию нормативной базы ООКО вице-президент Российской академии образования, глава рабочей группы Виктор Болотов. Впрочем, как следовало из дальнейших обсуждений, концепция пока довольно зыбкая и не предлагает каких-либо решительных шагов. Участники дискуссии были единодушны в одном: нужна адекватная оценка, которая будет основана на отслеживании развития школьника по всем параметрам; но механизм этого отслеживания должен быть очень корректным.
Галина Ковалева, руководитель центра оценки качества образования ИСМО РАО, рассказала, что предлагается оценивать учебный процесс в школах по трем направлениям, которые включают образовательные программы, образовательные организации и их системы и индивидуальные достижения учащихся. Причем, по замыслу разработчиков, в процессе мониторинга и определения качественных показателей должны участвовать не только представители системы образования, но и родители учащихся, а так же представители общественных организаций.
В целом концепция получила одобрение, но работа по ее совершенствованию будет продолжена в 2011 году. Ректор МГУ Виктор Садовничий призвал разработчиков не отталкивать тот положительный опыт, который уже был накоплен, и не принимать «сверхмер». «При формировании современной системы оценки качества нам необходимо соединить позитивный опыт прошлого и современные наработки. Нам не нужно принимать сверхмеры, потому что, как правило, это оказывается несостоятельным. Мы должны обратить внимание на повседневную рутинную работу, имея перед собой цель повышения качества образования», – заявил он в своем выступлении.
ТЕКСТ: Наталья Зиганшина
ФОТО: ИТАР-ТАСС
- Ключевые слова:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии