Учителей заставят использовать на уроках компьютеры

Комсомольская правда
Электронная техника в большинстве школ появилась еще пять-шесть лет назад
А вот в работе ее до сих пор используют меньше половины учителей. В чем проблема? Об этом мы беседуем с руководителем отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светланой Авдеевой

НОУТБУК — КАЖДОМУ ПЕДАГОГУ
 — Для того чтобы начались реальные изменения, каждому учителю нужен персональный компьютер, в идеале — ноутбук, на который установлены обучающие программы по его предмету. Кроме того, учебно-методические ресурсы должны быть доступны для педагогов в Сети, — считает Светлана Михайловна. — В рамках национального проекта «Образование» доступ к Интернету получили 52 тысячи школ по всей России. Свыше 80 процентов учителей прошли обучение по использованию компьютеров в образовательной деятельности. Но тех, кто регулярно и эффективно использует их в своей работе, в два-три раза меньше.

Есть продвинутые города: Новосибирск, Томск, Красноярск, Москва. Есть директора школ — энтузиасты информационных технологий. Они находят средства на приобретение компьютеров, интерактивных досок и другого оборудования. Где-то подбираются несколько сильных учителей, которые начинают внедрять информационные ресурсы, за ними подтягиваются коллеги. Разброс очень большой: в том же Новосибирске учителей, работающих с электронными образовательными ресурсами, больше 70 процентов, а в небольших городах и поселках — хорошо, если 10 процентов наберется.
 — Почему многие игнорируют рекомендации использовать информационные технологии в обучении?
 — Нам нужно лишь одно — повысить качество образования. Экономисты посчитали: если уровень подготовки в школах возрастет хотя бы на 0,5 процента, через 50 лет это обеспечит рост ВВП на 10 процентов. Учить надо хорошо — с этим согласен любой учитель. Но немногие готовы тратить время на поиск интересных материалов для занятий в Интернете, подготовку сценариев уроков.

Чтобы заинтересовать педагогов в использовании информационных технологий, надо выпустить нормативные акты, регламентирующие их использование в школе, разработать методические пособия по организации школьной деятельности по-новому.
 — А если человек — гений, он прекрасно учит и без всяких электронных штук?
 — Такие тоже есть. Но при массовом внедрении информационных технологий их нельзя уравнивать с остальными учителями. Мы скоро придем к тому, что 13 — 15-й разряды будут присваиваться только тем учителям, кто применяет в работе компьютер.

ТЕЛЕУРОКИ
 — Учителя мне рассказывали про то, как удобно детям показывать презентации PowerPoint. И это все, что подразумевается под внедрением информационных технологий в школе?
 — Презентации вместо плакатов удобны, наглядны. Их можно сделать анимированными, интерактивными. Школьники воспринимают красивую картинку на экране проектора или мультимедийной доске намного лучше, чем пожелтевший плакат, по которому учились еще их родители. Разработаны сотни комплектов таких электронных наглядных пособий.
 — Одна преподавательница училища как-то удивлялась: «У меня ребята учатся на автослесарей. Зачем им компьютер? Что я им дам на нем?»
 — Есть компьютерные обучающие программы по многим рабочим специальностям. Но, конечно же, больше всего подготовлено электронных ресурсов для изучения общеобразовательных предметов. Далеко не во всех школах есть хорошо оснащенные физические, химические лаборатории, молекулярные микроскопы. Но даже если проводится опыт… Ученики смешивают зеленую и синюю жидкости, у них выпадает осадок, и в колбочке плещется что-то рыжее. Учительница объясняет: это была окислительно-восстановительная реакция. А что произошло с молекулами и атомами? Это ребята увидят разве что на иллюстрации в учебнике. Теперь переносим все это в компьютер. Реактивы здесь смешивать уже не придется (учителю проще: ни кислоты разводить, ни посуду потом мыть не надо, да и палец в концентрированную щелочь никто не засунет). В виртуальной пробирке оказываются все нужные химикаты, начинается реакция. На мониторе можно подробно показать все процессы, которые происходят с молекулами и атомами. В обоих случаях были получены заданные вещества. Но при реальном эксперименте школьники выполняли заданный учителем алгоритм, а при виртуальном — увидели всю «химическую кухню».
 — Еще один учитель, который ведет математику, физику, информатику, рассказывал мне, что вынужден сам писать учебные программы для компьютера по своим предметам. Подготовиться к каждому занятию он не успевает. А программы — это его шпаргалки. Для таких «многостаночников» тоже будут готовые решения?
 — Это извращение идеи использования информационных технологий. Если учителей не хватает, разумнее позаимствовать решение у финнов. В их стране много отдаленных поселков с маленькими школами, в которых держать полный штат учителей очень дорого. Там они подготовили тьютеров, таких «младших учителей». Сами занятия с детьми ведут высококлассные педагоги по Интернету с использованием веб-камеры. На уроке могут виртуально присутствовать несколько классов из разных школ. А тьютеры потом проверяют домашние задания и контрольные работы, обеспечивают дисциплину, помогают выполнить практические задания.

ПОКАЖИ ДОРОГУ, УЧИТЕЛЬ
 — Дети сейчас умные пошли. Часто слышишь: «А зачем мне это учить? Все же есть в Интернете!» И в этом есть логика. Но не убьет ли она идею компьютерного образования?
 — Это правильная мысль! Есть все в Интернете — замечательно! Тогда не заставляй своего педагога рассказывать то, что можешь прочитать сам. Только потом сделай практическую работу, чтобы можно было проверить, как ты все это усвоил. Мир меняется, образование тоже должно найти новые формы.
 — Мы привыкли: учитель стоит у доски, он несет ученикам знания. Как может быть иначе?
 — Классно-урочная система позволяет учителю передавать детям те знания, которыми он владеет сам. Но если мы мечтаем об обществе высоких технологий и наноматериалов, этого мало. Роль школьного учителя постепенно меняется. Его основная задача — заинтересовать предметом, подсказать, что искать и где.

Учителю даже необязательно быть самым умным по каждой теме. Например, дал задание: подготовиться по теме «Троянская война». И на уроке организовал диспут. Вполне может оказаться, что кто-то из ребят будет лучше него знать, что в какой-то момент происходило в третьей слева фаланге афинян. Но за счет своей общей эрудиции взрослый человек всегда сможет быть модератором. Получится увлекательный диспут. А к следующему уроку все будут готовиться еще тщательнее. При этом дети получают навыки самостоятельной работы, понимают, как анализировать, синтезировать информацию, отстаивать свою точку зрения. То есть приобретают те компетенции, которые наиболее востребованы современными работодателями. Внедрение компьютеров и Интернета в школах делается исключительно ради этого.