Итоги VI областного конкурса по краеведению «Вятская шкатулка»

Областной конкурс «Вятская шкатулка» проводился в соответствии с программой федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и утвержденной приказом Рособразования от 25.01.2006 года № 20, и социализации личности в современных условиях. Конкурс проводился среди учащихся образовательных школ с целью реализации регионально-национального развития, воспитания человека-гражданина средствами краеведения.

Конкурс имеет образовательно-воспитательный аспект, поскольку проблема регионального развития – одна из главных для современного российского общества. Возвращение к истокам, к исконным корням, к прошлому формирует человека-гражданина. Готовясь к конкурсу, учащийся обращается к Интернету, работает в библиотеке с литературой, приобщается к культурным ценностям, которые развивали регион, все это позволит ему оценить прошлое, уважать настоящее, найти применение своих сил в будущем на своей малой родине и, наконец, просто гордиться своим краем и людьми, жившими и живущими здесь.

Областной конкурс «Вятская шкатулка» проводился в шестой раз. С каждым годом количество участников увеличивается. В 2011–2012 учебном году 2700 участников в пяти номинациях: номинация 1 класс, 2 класс, 3–4 классы, 5–6 классы, 7–8 классы и 9–11 классы. В этом учебном году участие приняли школьники 6 класса лицея № 62 г. Саратова. В конкурсе участвовали учащиеся практически всех районов Кировской области. Особенно активны Кирово-Чепецкий район, Малмыжский район, Советский район во главе с Петровой Викторией Юрьевной – специалистом управления образования г. Советска, Афанасьевский район, Вятскополянский, Даровской, Зуевский. Необходимо отметить, что увеличилось количество участников из областного центра и Юрьянского района, причем часть школьников принимают участие самостоятельно.
Особенностью этого конкурса явилось то, что мы определили места для участников в каждой номинации. 1 место – 48 человек, 2 место — 212 человек и 551 участник – 3 место. Приказ № 9 АНОО ЦГПЭО от 16.04.2012г. Победители и призеры конкурса. Наиболее активными участниками в течение всех лет являются учащиеся 3–4 классов. Конкурс показывает, что интерес к «Вятской шкатулке» в этой группе школьников растет. Остается неизменно невысоким интерес у школьников 10–11 классов.
Если рассматривать содержание конкурса, то оно определяется в соответствии с памятными датами или выбирается важная тема в каждой номинации. В связи с тем, что конкурс заочный, определяется формат, в котором школьнику предлагается работать. Для школьника 1 класса подбираются такие вопросы, которые он может легко найти, а так как малыши еще медленно пишут, ответы в основном отмечаются «галочкой». Очень важно, если вместе со школьником работают родители, так как они могут с ним беседовать, дополнительно рассказать, поделиться своими впечатлениями, показать свою заинтересованность; если же школьник живет в областном центре, то побывать в тех местах, о которых идет речь в буклете, увидеть памятник архитектуры или картину художника. Такие заинтересованные родители у Ольги Альбертовны Клещевой, учителя начальных классов физико-математического лицея города Кирова. Часть заданий 2 класса рассчитано на внимательность — написать предложение по иллюстрации. Задания выполняются, в основном, не правильно. Школьник не отражает содержание иллюстрации. А там волнистый изгиб реки, над которым склонилась зеленая веточка березы и лучи солнца, которые отражаются в реке. Здесь важно не просто восхититься красотой природы вятского края, а увидеть то, чем надо восхититься.
Прочитаем стихотворение вятской поэтессы Веры Сергеевны Федоровой «Травничок». Сама ситуация абсолютно неправдоподобная, как козленка подняли на крышу к травничку, вместо того, чтобы сорвать эту траву, стихотворение – шутка. На вопрос о том, какую черту вятского человека подметила поэтесса, ребята чаще всего отвечают, что это глупость. А ведь это умение подшутить над собой. Шутить над собой может только умный, знающий человек, веселый человек, который не боится показаться смешным.
Для 3–4 классов мы предложили задания об интересном вятском художнике Н.Н. Хохрякове и его картинах, художнике, который был первым организатором и директором нынешнего художественного музея. Многие ребята не просто познакомились с его картинами, но и открыли для себя уникальный по своей ауре его дом-музей в Копаньском переулке. Многие школьники областного центра впервые побывали в музее. И это очень приятно, школьники открывают для себя новое. В этой номинации было очень много правильных ответов, только в этой номинации школьники набрали максимальное количество баллов, и они получили большое количество наград за 1, 2, 3 места.
Задания для 5–6 классов обращали школьников к традициям наших промыслов, в частности дымковской игрушки. В этой номинации практически не было призовых мест. Задания для участников оказались сложными. Причин здесь может быть несколько. Объективные: сложные задания, немного литературы по данной теме, родители уже не помогают детям; субъективные: неумение школьника ориентироваться в литературе, самостоятельно отбирать факты.
Задания для школьников 7–8 классов были посвящены трем темам: первому вятскому художнику Д.М. Чарушину, ссыльному архитектору А.Л. Витбергу и вятскому фотографу С. Лобовикову. С заданиями в этой номинации школьники справились лучше, 5 человек по количеству баллов заняли 3 место: Долгополов Сергей МКОУ ООШ с. Шембеть Арбажского района 8 класс, Соболева Вероника, Брусницын Алексей КОГОКУ школа-интернат г. Сосновка Вятскополянского района 8 класс, Маточкина Екатерина МБОУ СОШ с УИОП№1 п. Кикнур 8 класс, Ситниковой Екатерине МОАУ ДОД СЮТур г. Котельнич 7 класс.
Задания для школьников 9–11 классов были посвящены вятскому художнику А. Рылову. Особенностью выполнения работы в этой номинации было то, что нужно было познакомиться не только с биографией художника и его работами, но и выявить круг его друзей, с кем он работал и общался. Таким образом, школьник должен был проработать много литературы, потому что круг его общения был очень широк: здесь и художники А. Куинджи, М. Нестеров, поэзия Н. Некрасова, и рассказы Бианки. Работы показали, что история детского движения забыта. Три вопроса касались важного направления пионерского движения, деятельность в этом направлении и сегодня заслуживает внимания: акция «Пионеры – фронту», «Пионерстрой», «Украсим Родину садами». Практически никто из участников не назвал эти направления. А ведь это прекрасный пример для созидательной деятельности для сегодняшних школьников. Кроме того, изучение истории своего края дает более качественную подготовку к единому государственному экзамену. История нашего края – это часть истории нашей страны. История нашей Родины складывается из истории регионов. Процессы, которые происходили в России, такие же процессы шли и в нашем крае, а для школьников эти процессы более понятны, доступны, связаны с историей своей семьи, всю созидательную деятельность можно увидеть не на картинках в учебнике или прочитать в тексте, а увидеть на улицах города или в музее. Таким образом, все это становиться ближе и роднее и не надо говорить пустые слова о патриотизме, патриотизм воспитывается на практике в созидательной деятельности.
Учитывая положительные результаты и недостатки в организации и проведении конкурса, организаторы и участники выражают надежду на продолжение конкурса.

Клестова Г.А.,
Почетный работник общего образования РФ,
методист ЦДЮТ г. Кирова,
председатель жюри конкурса.
ВложениеРазмер
prilozhenie_k_prikazu_no.9_ot_16.04.12g._-vyatskaya_shkatulka..doc174.5 КБ