Как учить вундеркинда

Преподавателям нужно перестраивать работу с одаренными детьми

13.07.2012, 00:20 «Российская газета» — Спецвыпуск «Образование» №5831 (158)

Идея всероссийских олимпиад по-своему уникальна — они помогают не просто найти таланты, но и оценить интеллектуальный потенциал как всей страны, так и каждого региона в отдельности.
О том, каким сегодня видится олимпиадное движение, рассказывает директор департамента госполитики в сфере общего образования минобрнауки Елена Низиенко.

Елена Леонидовна, чем Всероссийская олимпиада школьников отличается от других интеллектуальных соревнований?

Елена Низиенко: Сегодня в России параллельно действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: вузовские олимпиады Совета олимпиад и Всероссийская олимпиада школьников. Последняя проводится на школьном уровне и охватывает все предметы школьной программы. Ее победители и призеры зачисляются в вузы на факультеты, соответствующие профилю предмета, вне конкурса, а если поступают на другие факультеты, то победа в олимпиаде приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по этому предмету.

С каждым годом количество участников Всероссийской олимпиады школьников растет. Их уже 7 миллионов. Причем это не только выпускники школ. Зачем участие в олимпиаде, например, шестикласснику?

Елена Низиенко: Таковы требования времени. Всероссийская олимпиада школьников — основное звено в системе выявления талантливых детей России. Поэтому вот уже несколько лет в школьном этапе олимпиады участвуют все классы, начиная с пятого. Чем раньше у нас появится возможность увидеть «звездочек», которых надо растить и сопровождать, тем лучше. Поэтому в каждом регионе, в каждом городе должна быть так называемая система их сопровождения. Где-то это дополнительное образование, где-то — работа внутри школы. Учителям нужно учиться перестраивать работу, если у них в классе сидит юный вундеркинд. Это задачи и школы, и муниципальной методической службы, и системы повышения квалификации. Ведь уже с седьмого класса к ребятам, которые себя проявили на олимпиаде, могут начать приглядываться и школы для одаренных, и вузы. Таким образом, выстраивается система по сопровождению одаренных детей, и средства у регионов на это должны быть заложены в бюджете.

Как правило, студенты, поступившие в вуз по результатам Всероссийской олимпиады, отлично учатся не только по профильным, но и по другим предметам. Их право на льготу при поступлении оправдано. Но есть и другие льготники. Кому-то кажется, что их слишком много.

Елена Низиенко: Действительно, иногда происходит так, что льготники занимают все места в вузе, не оставляя шансов высокобалльникам. По ЕГЭ. Но полторы тысячи победителей Всероссийской олимпиады по сравнению с 20 тысячами победителей и призеров вузовских соревнований — это не так уж и много. Тем не менее олимпиадники теперь имеют право использовать свою льготу только один раз — при поступлении в один вуз. Если документы подаются в несколько заведений, то в остальных победитель или призер проходит по общему конкурсу. Как правило, участник Всероссийской олимпиады школьников уже давно определился с профилем будущей профессии, задолго до того, как стал, собственно, победителем олимпиады. Такие ребята не «разбрасываются», а выбирают тот вуз, где более качественно преподается выбранный предмет.

Олимпиады по каким предметам сегодня наиболее популярны?

Елена Низиенко: Говорят, что у современных детей нет интереса к техническим специальностям, а олимпиады доказывают обратное. Самые популярные — по-прежнему физика и математика. Всегда очень популярна история.

Кто контролирует Всероссийскую олимпиаду? На ЕГЭ, к примеру, есть общественные наблюдатели, а на олимпиаде?

Елена Низиенко: Существует центральный оргкомитет Всероссийской олимпиады, где, кстати, всего два чиновника. Остальные — преподаватели вузов, те, кто готовит международные сборные. Важный момент — открытость. У нас есть сайт, где практически в онлайн-режиме появляются результаты олимпиад по каждому предмету.

Справка «РГ»
Олимпиады начались в России в ХIХ веке. Впервые провело такую олимпиаду Астрономическое общество Российской империи. И только в 60-е годы ХХ века олимпийское движение стало развиваться дальше. Начался бурный технический прогресс.
Появились олимпиады по математике, физике, биологии и химии — «физики» были довольны. А вот «лирики» обиделись и стали требовать олимпиаду по гуманитарным дисциплинам. Так появились олимпиады по литературе и истории. Второе рождение олимпиадного движения пришлось на начало постсоветской эпохи. Тогда, в 1991 году, стало ясно: нужно искать талантливых детей в новых областях знаний. Появилась олимпиада по предпринимательству, по экологии. Сегодня Всероссийская олимпиада школьников охватывает все предметы школьной программы.