Дети голосуют "ЗА"

Будущее — за электронным учебником

13.07.2012, 00:20 «Российская газета» — Спецвыпуск «Образование» №5831 (158)
Светлана Авдеева, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров

Сегодняшние школьники растут в цифровом мире, поэтому образовательная среда должна использовать те же технологии и устройства, которые они применяют в повседневной жизни: Интернет, сервисы web 2.0, смартфоны, ноутбуки и планшетные компьютеры. Красочный «анимированный» внешкольный мир стал намного привлекательнее школьного. И школьный учебник в этом «оцифрованном» мире не может оставаться прежним.

В нашей стране в 2011/2012 учебном году проходил эксперимент по апробации мультимедийных электронных учебников в школах. В апробации приняли участие 38 школ, 3470 школьников 6–7-х классов и более 500 педагогов из 9 регионов. В качестве устройств для электронных учебников использовались ридеры и планшетные компьютеры.

Несмотря на то, что электронные учебники на ридере не обладали полными мультимедийными и интерактивными возможностями, они позволили учителям создать у большинства школьников дополнительную мотивацию к изучению предмета; у них сформировались устойчивые навыки работы с поисковой системой и гипертекстовыми материалами. Значительно лучше возможности электронного учебника были реализованы на интернет-планшетах. Здесь качественно другой уровень визуализации, больше интерактивных возможностей организации сетевого взаимодействия учителя и учеников, шире формы представления учебной информации. Учителя отмечают, что учебный процесс с использованием интернет-планшетов в качестве основы электронного учебника позволяет реализовать активно-деятельностное и индивидуализированное обучение, что отвечает требованиям к современной информационно-образовательной среде.

Апробация вызвала большой интерес не только у участников эксперимента — учащихся, учителей, методистов, но и у родителей.

Эксперимент по апробации электронных учебников выявил также ряд проблем, без решения которых невозможно начинать их массовое внедрение в образовательный процесс школ. Во-первых, отсутствуют медицинские исследования влияния на здоровье школьников мобильных устройств.

Во-вторых, на рынке РФ пока нет интерактивных мультимедийных электронных учебников, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Большинство правообладателей учебного контента не заинтересовано в разработке современных электронных учебников из-за существенных первоначальных затрат и отсутствия проработанных механизмов соблюдения своих имущественных прав.

Необходимо системно решать вопросы разработки и внедрения в реальный образовательный процесс школ страны моделей внедрения интерактивных мультимедийных электронных учебников с учетом интересов различных сторон. А для этого нужен комплексный федеральный проект, аналоги которого уже реализуются в ряде зарубежных стран.

Комментарии

Аватар пользователя Вадим Зонов

Опыт использования электронных учебников есть у шестиклассников КЭПЛ учебного года 2011–2012. А вы за? Хотелось бы увидеть ваши комментарии, а может и ваших родителей…

Муравейник — куча мусора, а какая посещаемость!
бесплатная музыка mp3

Пусть я и не шестиклассник, участвующий в эксперименте, но я тоже выскажусь за электронные учебники в образовании. И даже когда-то давно я писал свои размышлизмы на эту тему.

Аватар пользователя Catherine Sysolyatina

Почему бы и нет. В них нет ничего плохого. Они проигрывают только в случае глобального отключения электроэнергии, т.к. сядут и не зарядить. А минусов я не вижу.

Не ждите чуда, чудите сами.

В прошедшем учебном году училась в 6В классе, у нас были ридеры. Так-то идея замечательная и дома если, что можно посмотреть урок, но есть один минус. Все ребята выполняют работу по-разному, в разное время заканчивают. И именно поэтому очень часто не получалось обсудить тему урока, и некоторую доп. информацию, которую рассказывает учитель на обсуждении, мы не получали. А так идея очень даже неплохая.

Аватар пользователя Александра Сунцова

Лично я за! Одна электронная книга заменит целую стопку тяжёлых учебников. По своему опыту наверняка знаете, что носить в школу тяжёлые портфели ежедневно не просто.

Аватар пользователя Анастасия  Лучинина

Да, да, электронный учебник, меньше учебников стоит носить, интересное новшество, но у него есть и минусы. Многие учебники в прошлом 6Б зависали, и даже ломались. И стоит, надеяться что, в данный ридер добавят больше учебников, ведь большинство книг всё равно приходилось носить с собой. Плюсов у него достаточно много, их не перечислить. А насчёт того , что он может разрядиться не нужно беспокоиться, ведь учебника хватает на 1 неделю.

Был опыт использования электронного учебника. Конечно, если загрузить туда все учебники или половину, то сумки будут существеннее легче. Но 6б в учебном году (11–12) довелось использовать незначительную часть учебников, которые сами по себе не тяжёлые. Так что лёгкости не было заметно. Зарядки учебников хватало надолго, неделя — при частом использовании, около 2 недель — при использовании примерно на одном уроке в день. Минусы есть и они довольно существенные — от любого прикасания учебник перелистывает страницу или вовсе выходит из учебника, что может существенно помешать работе на уроке. Например если нужно измерить что-то учебнике. Так же страницы долго перелистываются. Есть функция подчёркивания, но она ужасно неудобная, лучше не прибегать к её использованию вообще, т.к. она слишком широкая, места между строчками не хватает и получается не подчёркивание, а вычёркивание строки. Зимой учебник приходилось согревать, т.к. на первом уроке им пользоваться невозможно, он мёрзнет и просто не реагирует на пальцы. Но это поправимо я думаю. Так же нет чехла для его безопасности. Папка для бумаг не долговечна и плохо защищает. Несколько учебников в классе сломались, что тоже можно считать минусом, тем более если в будущем учебники будут уже покупать сами ученики например с первого класса, со всеми учебниками. если же все эти минус исчезнут — вещь будет незаменимая для любого школьника. Пользование учебником не привело к восторгу, думаю ситуация изменится.

Аватар пользователя Анастасия  Лучинина

Полностью согласна с Аней. К сожалению, вместе с учебником дали «чехол» грубо говоря, который порвался у меня на этой же неделе. Мы с папой узнавали, что чехлов таких размеров не предусмотрено, поэтому я носила его в папке для бумаг, но это же бессмысленно — всё равно что без папки носить, она не защитит его никак от падения на пол.

Наш класс пользуется этим учебником около года и честно говоря не все от него в восторге. Плюсов в этом учебнике большое количество легкий, содержит много учебников, долго держит заряд, быстро заряжается, прост в использовании, сенсорный, не портит зрение. Но и минусов у него предостаточно: нажать на что-нибудь часто бывает очень сложно, т.к. учебник зависает, плохо, то, что он черно-белый, некоторые картинки в учебниках не видно, в учебниках можно подчеркивать и выделять что-либо, но это не удобно, т.к. значки слишком большие, а линии от «карандаша» слишком толстые, а интервалы между строками очень маленькие,получается так, что «карандаш» зачеркивает строку, быстро перелистывать страницы получается не всегда, но в принципе для этой штуки производительность не плохая, учебник быстро царапается, а чехлов на него нет. В нашем лицее не продумали его использование, помимо ридера у нас есть много бумажных учебников, каждый день мы должны носить как ридер, так и бумажные учебники, получается так, что вес наших сумок никак не уменьшается, а наоборот увеличивается пусть даже на 800 грамм.Задумка этого электронного учебника просто замечательная и если исправить минусы, то для всех школьников это будет не заменимой вещью!

Электронный учебник штука хорошая, но надо подработать над минусами и еще, что не менее важно подумать над чехлом для учебника.